sl1

 

VTEM Menu - модуль joomla Mp3

Никитченко А.Л. "Коучинговый подход, как залог эффективного сотрудничества с родителями в индивидуальном сопровождении развития ребёнка"

Коучинговый подход,

как залог эффективного сотрудничества с родителями

в индивидуальном сопровождении развития ребёнка.

Чем больше любви, мудрости, красоты, доброты

вы откроете в самом себе,

тем больше вы заметите их в окружающем мире!

 Мать Тереза

«Изменить мир для детей и вместе с детьми»

Декларация Генеральной ассамблеи ООН

автор: профессиональный коуч,

учитель начальных классов МБОУСОШ №5, г. Красный Сулин

                                   Никитченко Анжелика Леоновна

Педагогика поддержки — это педагогика общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два равных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть общения состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка по поводу ситуации, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком человеческом общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»). 

Коучинговый подход в индивидуальных диалогах с детьми превращается в процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни – основа развития человеческого потенциала. Коучинг это в первую очередь технология практической реализации педагогической поддержки в образовании, технология для раскрытия потенциала личности ученика, для максимализации его собственной производительности и эффективности. Однако это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах. Эффективный коучинг это метод взаимодействия в данном случае с детьми, с родителями, способ мышления. И на сегодняшний момент, исходя из результатов, полученных практическим путем, коучинг для родителей не просто является данью моде, но дает возможность установить такое общение между родителями и детьми, которое раскроет для первых весь неиссякаемый потенциал и массу ресурсов, скрытых в любимом чаде. Спектр применяемых технологий в коучинге достаточно разнообразен, даже иногда говорят, что коучу проще изобрести новое, чем выбирать из имеющегося. Простые, но при этом эффективные инструменты коучинга помогают родителям стать сотрудниками для своих детей. поддерживать, выслушивать и, главное, заверять в своей любви. Общения с ребенком, основанные на уважении, соучастии, любви, понимании помогает детям максимально улучшить свои результаты по многим областям жизни, укрепить веру в свои силы, открыть в себе нечто новое, способное помочь в дальнейшей социализации.

Сегодня общество ставит перед родителями всё новые и новые проблемы, решить которые в одиночку непросто. современные семьи испытывают определенные трудности: разрушение семей, увеличение количества асоциальных семей. Поэтому задача классного руководителя- помочь семье. Большую помощь в решении возникающих проблем, конечно, может оказать профессионально налаженное общение классного руководителя-коуча и родителей.

Родители считают, что работа с классным руководителем-коучем позволяет не только подобрать ключик к детской душе, но и установить гармоничные отношения в семье, при этом формируя у самих же родителей положительное отношение к школе, месте, где их готовы выслушать и помочь.

Ключевые направления применения коучинга для родителей:

1) Индивидуальные коуч-сессии с родителем, которые полезны как для классного руководителя-коуча, так и для самих родителей

2) Обучение родителей элементам коучинга, которые они самостоятельно смогут использовать в общении с ребенком.

Свою работу по этим направлениям, я как классный руководитель 1 класса начала с установочного родительского собрания совместно с родителями и учителями.

Тема родительского собрания: «Поддерживающая среда для родителей. Принципы позитивного родительства (авт. Н. Суслова)»

В качестве основной символики были выбраны ромашка и солнце, где солнце — это поддерживающая среда, которую создают родители, и ромашка- это дети, и их ведущие качества.

Основной целью и задачей данной встречи было познакомить родителей с понятием «коучинг» и его влиянием на взаимодействие между учителем-родителем-учеником.

На начальном этапе встречи родителей ознакомили с основными понятиями, техниками и инструментами коучинга и широким спектром их применения. Вниманию родителей были предоставлены для сравнения 2 аудиозаписи, содержащие диалог между матерью и ребенком с одинаковой постановкой вопроса. Во время обсуждения услышанного родители провели параллель между первым диалогом и своим повседневным общением со своими детьми. . В содержании 2 диалога ясно прослеживалось применение коучингового подхода в общении с ребенком, что не осталось незамеченным родителями. Данные демонстрации были показаны с целью помочь родителям осознать важность применения открытых вопросов в повседневном общении, которые в свою очередь помогают ребенку увидеть и правильно расставить приоритеты.

В основе коучинговой работы с родителями лежат 5 принципов Милтона Эриксона, а именно:

-со всеми все ОК, и с вашим ребенком тоже. Он обладает набором сильных, значимых качеств.

-у человека есть все ресурсы. Независимо от возрастных особенностей, у вашего ребенка есть все возможности и способности для достижения цели и приобретения необходимого опыта

-каждое намерение позитивно. Каждое действие ребенка несет в себе определенную смысловую нагрузку, и она всегда позитивна, независимо от мнения родителей, ведь любое действие ребенка продиктовано желанием и стремлением к познанию, осознанию и самовыражению.

-выбор всегда наилучший. Используя универсальные, «волшебные», открытые вопросы, которые позволят родителям вычерпать истинные побуждения и причины того или иного поступка или выбора своего ребенка. И ваше чадо на самом деле сможет объяснить почему для него это самый наилучший вариант.

-изменения неизбежны. Хотим мы того или нет, но дети меняются и растут, вопреки желаниям родителей. И задача родителей находиться рядом в самые сенситивные периоды их жизни и оказать максимальную помощь в становлении личностного роста.

Проведение родительского собрания в коуч-стиле позволило пробудить в родителях интерес к инновационной методике и вовлечь в процесс ее внедрения в обучение и межличностное общение.

Проведенный мониторинг обратной связи, полученной от родителей позволил обнаружить желание родителей строить отношения с детьми на основе сотрудничества и любви, а не на директиве и чувстве страха.  В связи с чем родители изъявили желание создать свой внутриклассный клуб «Родитель ВНЕ Формата» (Родители нового поколения), в рамках которого в формате коуч-сессий отрабатывать техники и приемы коучинга в отношениях с детьми.

Индивидуальные коуч-сессии направлены на исследование отношений с самим собой, своим супругом, способах усиления радости и эффективности общения с детьми. В работе с коучем глубоко исследуются вопросы:

Каким вы хотите видеть своего ребенка?

Какие хотите иметь отношения с ним?

Почему для вас это важно?

Что для вас достигнуть успеха в отношениях с ребенком?

Как поймете, что этого достигли?

Какие самые первые ваши шаги на пути к цели?

Когда вы готовы сделать первый шаг?

По результатам обратной связи выявилось, что родители переосмыслили свои взгляды на воспитание, открыли для себя множество положительных качеств своих детей, узнали, как найти подход в решении проблем, с которыми сталкиваются дети, выявили огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка, осознали важность качественного внимания, и кроме того это помогло разобраться в себе и расставить приоритеты в своей жизни, жизни родителя.

Итогом коуч-сессии как нельзя лучше служит благодарная улыбка родителя, его сияющие глаза, что говорит мне, как классному руководителю, что я на правильном пути. А какую обратную связь получаешь, это такая поддержка для новых начинаний.

  Следуя просьбе родителей, мы продолжили наши встречи в клубе «Родитель ВНЕ Формата» и в сентябре месяце была проведена первая встреча, в которой нам предстояло совместно определить, чему конкретно мы с родителями будем учиться в течении этого года, каким образом будем развивать родительскую компетентность, и что поможет нам совершенствовать навыки родителя, который верит, что его ребёнок талант и рад помочь ему преуспеть в этом с любовью.

  Цель встречи - определить круг тем, форм работы так, чтобы это было интересно и важно для каждого из родителей, а не навязано педагогом.

Лист ожидания:

-Говоря о том, что наши встречи будут проходить в рамках клуба «Родитель ВНЕ Формата», хотелось бы Вас спросить, что в вашем понимании позитивное родительство?

Если я Вас правильно поняла, то это есть идеал этого современного родителя и если бы это была шкала от 1-10, то все что мы с Вами проговорили-это 10.  Это идеал.

Могу ли я вас сейчас попросить оценить себя, где вы находитесь на шкале от 1-10 относительно этой десятки?

- Для того чтобы Вы продвинулись по шкале к идеалу, к 10, к тому что для вас важно, каждый из вас готов весь этот год работать над собой, развивая родительскую компетентность.

Конечно же, чтобы знать, что делать, что развивать в себе. Мы должны знать с какими психологическими особенностями на данном этапе становления и развития наших детей мы сталкиваемся.

Сюрприз для родителей

Аналогичную работу мы провели с учащимися. Им был задан вопрос:

- Какими они хотят видеть себя к концу 1 класса? (Ответы записывались на воздушных шариках).

- И как им в этом могут помочь родители. (Ответы записывались на звездочках)

Родителям были представлены ответы детей и им предстояло определить насколько их ожидания совпадают с ожиданиями, которые хотят видеть, ощущать дети и их родители?

И о чудо, а ожидания то, совпадают. И детям не нужны подарки, деньги и другие материальные ценности, а им нужна любовь, поддержка, понимание, возможность чувствовать себя нужным и т.д.

Творческая работа родителей позволила сформировать поддерживающую среду для воспитания в своих детях качеств самостоятельности, любви, познания, уверенности, успешности. И получились у нас цветы: цветок-любви, цветок-самостоятельности, цветок-познания, цветок-уверенности и цветок-успешности.

И чтобы ожидания родителей и детей совпадали, каждый из родителей стал участником в планировании предстоящих встреч в клубе «Позитивное родительство».

Мы предложили 28 тем для планирования наших будущих встреч в клубе «Родитель ВНЕ Формата», а родители выбрали 3 главные для них темы и отметите их стикерами, можно было предложить свои темы.

И так, благодаря активному участию родителей мы определили, над чем мы будем с ними работать и первая тема, набравшая больше всего голосов,- «Создание поддерживающей среды в развитии читательской компетенции младших школьников».

Таким образом, мы составили колесо родительской компетенции для работы на год.

 А дальше была благодарность за ответственность, понимание важности этих направлений, осмысления роли родителя в воспитании позитивного мышления ребёнка и т.д.

В качестве поддерживающей среды выступили звезды, содержащие цитату или высказывания о воспитании в детях «ценного, важного, вечного».

Социальное партнёрство: учитель – родитель – ученик – педагог ДО, выстроенное в едином принципиальном и технологическом аспекте, позволяет не только эффективно осуществлять индивидуальную педагогическую поддержку развития ребёнка, но и создавать позитивное пространство для формирования культуры гуманистических отношений. И коучинговый подход в этом взаимодействии - эффективный способ целенаправленно развивать осознанность и ответственность каждого субъекта образования.

ПечатьE-mail