sl1

 

VTEM Menu - модуль joomla Mp3

Никитченко А.Л. "Коучинговый подход в работе с родителями."

Коучинговый подход в работе с родителями.

Учитель начальных классов,

профессиональный коуч,

Никитченко Анжелика Леоновна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 5

 г. Красного Сулина

На сегодняшний день, я активно внедряю коучинговый подход в работе с родителями. Учащиеся 1 класса - это малыши, которые пришли первый раз в школу.

И понимая это, я естественно обращаюсь к опыту, который уже на сегодняшний день имеется в области внедрения коучинга в работе с родителями. Таким бесценным опытом для меня является опыт работы Натальи Сусловой . Это коуч-дневник для родителей, для мам и пап, которые верят в то, что их дети – таланты. Коучинг – искусство создания позитивного пространства, которое даёт родителям возможность видеть в детях всё самое лучшее, слушать и слышать детей, сотрудничать с ними, быть в сотворчестве, расти и изменяться к лучшему, раскрывая в ребёнке его личность, способности и таланты, поддерживая и усиливая поток любви в семье. Из книги «ДЕТИ –ТАЛАНТЫ ПРОСТО И РАДОСТНО». Наталья Суслова.

Эти слова являются для меня неким путеводителем в той работе, которая вдохновляет меня в работе как с родителями и  детьми, так и в нашей совместной, созидательной работе, ради самого главного будущего – это развитие воспитания детей.

Изначально хочу обозначить те проблемы с которыми сталкивается каждый учитель, принимающий детей в первый класс. Дети приходят из разных семей, которые отличаются разным стилем взаимодействия со своими детьми. Естественно, в каждой школе, изначально, проводится социальный мониторинг, который  показывает, вообще,  из каких семей к нам пришли дети. И очень много специфических вещей, которые связаны с тем, в какой среде воспитывается ребенок.  Как относятся к нему, какие закладываются предпосылки для мировосприятия, и естественно, иногда наблюдаются такие ситуации, когда, образование - является ли оно показателем.  Иногда с высшим образованием, средним, специальным и т.д. возможно это может больше повлиять на то, насколько сами родители готовы чему-то учиться новому, вот в данном случае, а соответственно их вызов к тому насколько  они открыты этому, передается и детям, насколько они готовы учиться и узнавать что-то еще.

Таким образом,  получается, что происходит

•          некое  столкновение интересов,

•          разных стилей поведения,

•          разных потребностей у детей относительно того, сколько внимания нужно уделить ему и как это проявляется в поведении самих детей,

•          при этом происходит усвоение новых общепринятых норм и правил поведения в школе.

И в связи с тем, что есть вот такая разность, приходится выравнивать стили взаимодействия и для этого создавать определенную поддерживающую среду.  И тут мы уже видим и понимаем, что только совместно

•          школа и семья,

•          родители и учитель

 Выравнивая эти стили взаимодействия, через некое взаимное сотрудничество могут создавать такую поддерживающую среду - сильную поддерживающую среду, которая действительно поможет ребенку

•          быстро адаптироваться,

•          почувствовать себя значимым в новой среде,

•          помочь ему  стать уверенным, самостоятельным, инициативным.

Поскольку мы работу эту начали еще на этапе подготовки к школе, то целесообразно было посмотреть даже, хотя бы на таком маленьком промежуточном этапе насколько срабатывает коучинговый подход. Я потом подробно вам расскажу как это было на этапе подготовки, что мы проводили, но несмотря ни на что, уже сейчас хочу поделиться впечатляющими результатами.

 Диагностику проводим совместно с психологом школы.   Результаты нравственного представления учеников, выделение морального содержания действий ситуаций.  Есть такая специальная диагностика, которую мы проводим в рамках реализации ФГОС.  Она позволила увидеть, сколько детей с высоким уровнем, средним и т.д..  Это подтверждает, что максимальное использование коучингового подхода в общении с детьми и с родителями помогает продвигать детей добиваться более высоких результатов в формировании универсальных учебных действий, что на сегодняшний день является одним из важных результатов качественного образования.

И так, на этапе подготовки еще к школе, дабы выровнять стили взаимодействия, чтобы  родители тоже были готовы к тому, что подход к общению с ребенком строится таким же образом, каким мы сегодня работаем в классе, были проведены коуч-сессии с каждым из родителей, в период с июля по август. Естественно, что направлены эти коуч-сессии были на некое исследования отношения

•          с самим собой,

•          со своим супругом, т.е. взаимодействие в семье,

•          и способом усиления радости, эффективности в общении с детьми.

Вот некоторые из вопросов, это не все вопросы, которые в рамках коуч-сессии (полномасштабной коуч-сессии, по всем стандартам Ай Си Эф, в работе с коучем глубоко исследуется вопрос

 -Каким вы хотите видеть своего ребёнка?

-Почему для Вас это важно?

-Что для Вас достигнуть успеха в отношениях с ребёнком?

-Как поймёте, что этого достигли?

-Какие самые первые Ваши шаги на пути к цели?

-Когда Вы готовы сделать первый шаг?

Было проведено 35 коуч-сесиий, понятно, что эти коуч- сессии не вмещались в стандартные 30 мин.+-2 мин., которые у нас на эталонной коуч-сессии являются правилом. Эти коуч- сессии были от 40 мин. до часа. Естественно,  родители сталкивались первый раз с такой формой работы, и это было на самом деле для них удивительно, просто удивительно. Потому, что каждый раз выходя после коуч-сесии, то о чем они говорили, то с каким выражением лица они уходили, то какие чувства и эмоции проявлялись, это то, чего никогда не было до того момента - пока мы не начали применять коучинговый подход.

•          Мощные открытые вопросы,

•          вопросы по стреле коучинга,

•          весь процесс, выстроенный  по стреле,

              позволил на начальном этапе просто переосмыслить всё.   

 Некая возможность увидеть ситуацию со стороны, не только так, как я её лично вижу, а увидеть её именно  со стороны, и запланировать для себя шаги, которые в принципе были видны на ладони, но мы их не делали.

Поэтому самое ценное – это обратная связь от родителей, которая  как новое открытие, которое где-то глубоко внутри у каждого есть и вдруг всплывает на поверхность и это становиться открытием для самого родителя. Откровением скорее всего, даже не столько открытием, сколько откровением для себя и пониманием того, что прежде чем что-то хотеть от ребёнка, нужно что-то поменять в себе. Я должен что-то конкретно делать.

-Я его люблю.

-А как он поймет, что вы его любите?

- Как вы это поддерживаете каждый день?

-С помощью,  каких простых действий?

 и т.д.

И таким образом получается, что если проанализировать все часы, которые были проработаны в результате этой подготовительной работы на этапе предшколы, то их можно было бы распределить следующим образом:

  • Помогло разобраться в себе и расставить приоритеты в своей жизни, жизни родителя.
  • Осознали важность качественного внимания.
  • Выявили огромный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.
  • Узнали, как найти подход в решении проблем, с которыми сталкиваются дети.
  • Открыли для себя множество положительных качеств детей.
  • Переосмыслили свои взгляды на воспитание.

И тогда после коуч-сессий нами на этапе подготовки было проведено традиционное родительское собрание, но уже не в традиционной форме, а в форме коучингового подхода. 

ПечатьE-mail